Чё в городе на Ч (Kiev Report от 03.11.2011)

Воскресенье, 26 февраля 2012 г.
Рубрика: Пресса
Просмотров: 1393
Подписаться на комментарии по RSS

     Подведены итоги Недели актуальной пьесы

    В ногу с «Молодостью» в Киеве прошел ІІ фестиваль современной драматургии «Неделя актуальной пьесы». Фестиваль заполнил прореху в культурной жизни столицы, вынужденно разделив в эти дни публику на театралов и киноманов. По сравнению с первым фестивалем, проведенным весной этого года, второй значительно вырос и, что важно, обогатился денежными призами — на сей раз каждому из троих авторов пьес-победителей вручили пятнадцать тысяч гривен на постановку, что дает повод беззаветно верить в освежение театрального процесса.

    Итоговым событием фестиваля стала премьера документального спектакля «Город на Ч.», повествующим о жизни Черкасс, — события беспрецедентного для украинского театра. Спектакль в технике вербатим собрал в себе разговоры жителей Черкасс, актеры на сцене воплотили реальных людей, а местные зрители узнавали своих соседей или знакомых. Подобные театральные эксперименты уже около десяти лет развиваются на российской сцене, а документальный театр в целом стал популярным явлением с развитием новой драмы в середине девяностых.

     Работа над спектаклем «Город на Ч.» заняла около полугода. Это буквально сбор сводок с улиц города и внедрение их в сюжет пьесы. Точнее, построение сюжета на основе этих самых сводок, разговоров, сплетен, местных легенд, сцен будничной жизни и т.д. Кропотливый труд разделили между собой украинские драматурги во главе с Натальей Ворожбит, а также социолог Николай Гоманюк и режиссер Андрей Май — инициаторы проекта и организаторский костяк фестиваля. Спектакль был реализован вместе с Черкасским областным театром им. Т. Шевченка. Надо отдать должное, этот академический театр стал весьма открытым к экспериментам. Ранее труппа работала с Андреем Жолдаком над постановкой «Ленин love, Сталин love», который и сейчас можно увидеть в репертуаре.

     И все эти истории рассказаны зрителю посредством вымышленной героини — девушки-журналистки, приехавшей из Москвы в поисках возлюбленного. Она — не просто связующее звено, удобный конструкт для драматурга, но также и альтер-эго автора/авторов. Наверняка часто им так и приходилось собирать материал — тайком, пряча диктофон или под видом журналистов, иногда идя напрямую, мол, мы драматурги, собираем материал для пьесы. В последнем случае люди часто не понимали, что за чертовщина, и были уверенны — это журналисты, работающие под прикрытием драматургов.

История, почти двухчасовая, заканчивается в 2030 году появлением этой самой москвички, которая описывает Черкассы вновь процветающим, вновь курортным городом, Каневское водохранилище превратилось в сплошную стоянку яхт, и открылся прямой ж/д маршрут на Париж. Наивное окончание, ироничный тон, тоскливое напоминание, что прекрасное таки далёко, все же по-человечески вызывает сопереживание и острое чувство причастности. Такой вот получился катарсис в документальном театре.

     Апробация первого спектакля-вербатим прошла успешно: зрители были благосклонны к постановке, а старейшины новой драматургии в России — Михаил Угаров и Елена Грёмина — высказали искреннюю похвалу. Отдельно стоит сказать про актеров, которые в начале держались абсолютно естественно, и не чувствовалось никакого сопротивления материалу, все же непривычного для них. Но ближе к концу, следует отметить, закостенелый актерский инструментарий начал все-таки просачиваться капля за каплей.

     Пару слов о закрытии фестиваля «Неделя актуальной пьесы». Оно состоялось в книжном кафе «Бабуин», где и были вручены призы. Победителями стали Евгений Марковский за пьесу «Убить пидора», читки которой прошли еще на первом фестивале, Вера Маковей с пьесой «Буна» — драматург, чьи работы отличаются национальным колоритом и самобытным языком, а также Татьяна Киценко за пьесу «Три Ницше» — остроумная комедия, демонстрирующая ложное понимание постулатов Ницше во множестве вариаций. Отмечу, что Киценко в этом году была дебютанткой, драматурги Марковский и Маковей уже были ранее отмечены, они также являются участниками программы Royal Court для молодых драматургов. Приз каждого из трех победителей предполагает денежное вознаграждение в размере пятнадцати тысяч гривен на постановку. Теперь дело остается только за настойчивостью авторов и правильным выбором исполнителей.

Автор: Надежда Яремчук
Kiev Report от 03.11.2011
Читать на сайте издания

Оставьте комментарий!

Используйте нормальные имена.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

(обязательно)