Ведьма: досье от «мейерхольдов» (Газета "Херсонский вестник" 16.07.2009)
Пятница, 17 июля 2009 г.Рубрика: Пресса
Просмотров: 2281
Подписаться на комментарии по RSS
Триполье-фест на берегу Днепра
«Трипільске коло» - этнокультурно-экологический фестиваль, который основан был в прошлом году, задуман как традиционный и проходит ежегодно в первые выходные июля под городом Ржищев Киевской области, на живописных склонах широченного Днепра. Программные цели фестиваля – восстановление духовных корней различных народов, единение этносов посредством взаимных культурных мероприятий, а также рачительное отношение к окружающей среде. Именно во исполнение последнего пункта, кстати, на достаточно обширной территории фестиваля запрещено употреблять спиртные напитки и табачные изделия. Не говоря уж о наркотических веществах.
Сам городок Ржищев невелик: в нем проживает чуть больше восьми тысяч ржищевцев (или ржищевчан?). Однако, сей населенный пункт славен по крайней мере двумя обстоятельствами: 1) здесь родилась знаменитая украинская поэтесса Лиина Костенко; 2) город находится в самом центре местности, известной в научном сообществе как один из ареалов древней трипольской культуры. Собственно, отсюда происходит и название самого действа.
Драматурги в толпе
Все эти составляющие, конечно же, любопытны сами по себе, но они не были бы столь привлекательными, если бы не наличие в программе фестиваля «театрального» блока. Ведь именно театр, напомним, является смыслом существования Херсонского МОНОципального центра имени Всеволода Мейерхольда. Возможность заявить о себе далеко за пределами родного города, явить публике свежеиспеченные продукты театрального творчества – отличная мотивация для пока еще молодого коллектива.
Как хорошо известно, МОНОципальному центру интересны преимущественно актуальные тенденции в современном театральном искусстве. Речь идет о новой «новой драме», о совершенно еще свежих, не успевших покрыться налетом академизма течениях. Прежде всего, это документальный театр, работающий с материалом повседневной, необработанной литературно жизни, жизни, как она есть. Поэтому одним из основных методов избрана техника «вербатим» (от латинского verbatim – «дословно»). Суть метода: режиссер (он же, возможно, и драматург, и даже потенциальный актер) избирает тему для будущего спектакля. Как правило, если говорить о классическом вербатиме, тема животрепещуща и очень часто провокационна, конфликт в ней чрезвычайно заострен и социально проблематичен. Это может быть проблема межэтнических отношений, диалектика войны и мира, семейная драма, исследование насилия, сексуальных отклонений, событий, связанных с экономических кризисом, и так далее, и так далее. По заданию режиссера актеры труппы, взяв в руки диктофон, отправляются в мир и, придерживаясь конкретной темы, опрашивают граждан, обычных среднестатистических людей. Для чистоты метода желательно, чтобы эти граждане были абсолютно незнакомы участникам проекта. Умело подбирая вопросы, актер, превратившийся на время в социолога и журналиста, выуживает у интервьюируемого некий текст, который впоследствии становится частью драматического наполнения пьесы. Беседы с гражданами, записанные на диктофон, расшифровываются дословно, не исключая всевозможных междометий, просторечных оборотов и даже обсценной лексики. Эти тексты читаются в присутствии режиссера-драматурга, который, подбирая нужные и отсеивая неподходящие для темы монологи, компонует собственно драматическое произведение. После этого процесс идет в ключе, свойственном «классическому» театру: репетиции, премьера, гастроли. Задача актеров – максимально соответствовать человеку, «подарившему» текст, слиться с этим образом, мимикрировать под эту личность. В документальном театре в связи с этим бытует термин «присвоение текста». Таким образом, в вербатиме автор, как полноправный демиург творческого продукта, драматург как таковой – отсутствует.
Исследуя чертовщину
Темой спектакля, с которым труппа МОНОципального центра имени В.Мейерхолдьа отправилась на «Трипільске коло» в этом году, стало ведьмовство во всех его проявлениях, в частности, и потустороннее в обыденной жизни, в целом. Кроме всего прочего, данная проблематика очень удобно накладывалась на празднуемый нынче двухсотлетний юбилей Николая Васильевича Гоголя, который, как все мы отлично знаем, уделил всевозможной бесовщине изрядную долю своего неподражаемого таланта. Получившуюся вербатим-пьесу «мейерхольды» назвали очень оригинально – «Ведьма». Она подана в виде некоего телевизионного ток-шоу, на котором присутствует ведущий, он же эксперт по ведовству; в качестве специального гостя приглашена современная практикующая ведьма, имеющая собственный сайт в этих ваших интернетах. Зрителями выступают одновременно пара актеров, призванных играть роли тех самых обычных граждан, опрошенных по теме, а также непосредственно внимающая действу публика. В дополнение ко всему, в определенный момент на сцене появляется причудливый женский образ-фантом, исполняющий меццо-сопрано старинную украинскую фольклорную песню «Кроковеє колесо». По словам режиссера пьесы Андрея Мая, данный персонаж олицетворяет потустороннее, ведьмовское «поле» во плоти, в отличие от «профессиональной» ведьмы из телепередачи, банально оповещающей аудиторию о своих услугах и о плате за оные. Но и это еще не всё: в самом конце, когда вся вышеупомянутая разносортная компания, обладающая не только гоголевскими, но и какими-то даже булгаковскими элементами, покидает сцену, перед зрителями предстает забавный молодой человек. Растерянный и якобы не понимающий, куда он попал, персонаж спешно и косноязычно тараторит читаемый по скомканной бумажке текст «про потустороннее» и тоже убегает с подмостков.
«Ведьма» на бис
Строго говоря, «Ведьму» вряд ли можно счесть стопроцентным, рафинированным вербатимом. С другой стороны, этот театральный жанр, как мы уже упоминали, находится только в стадии становления, он непрерывно изменяется, творчески коррелируется. Даже московский Театр.doc, являющийся сегодня репрезентативным образчиком внедрения документального театра на территории стран СНГ, уже давно применяет самые различные драматургические и режиссерские трактовки метода.
Как бы то ни было, пьеса, премьеру которой ночью 5 июля созерцала съехавшаяся на фестиваль «Трипільске коло» публика, принята была довольно благосклонно, более того – в финале звучали аплодисменты и крики «браво». К тому же, из десятка предъявленных на суд фестивальному зрителю номеров херсонский спектакль оказался единственным «текстовым» проектом. Прочие труппы представили музыкально-пластические композиции или же работали в жанре пантомимы.
15 июля в помещении одного из общежитий в районе ХБК МОНОципальный центр им.В.Мейерхольда представил «Ведьму» родному херсонскому зрителю.
Какие у вас творческие планы?
Дальнейшие творческие планы коллектива масштабны. Еще до конца года, как утверждает один из основателей Центра Николай Гоманюк, будет поставлен ряд новых вербатим-пьес, а также, возможно, и несколько авторских пьес в рамках всё того же документального театра. А уже в августе планируется провести набор слушателей в школу-студию театрального мастерства (об этом читайте ниже).
Вячеслав Антонов,
Газета "Херсонский вестник" от 16.07.2009, №28 (989)
Еще записи по теме
- Что наша жизнь? Игра! (Газета Гривна, 25.06.2010)
- На "Трамвай на Крошню" Заславского успели сотни житомирян (Житомир.info, 19.10.2010)
- Театр Франко открыл сезон. Сценарист скандального сериала, огромные плазмы и инвалидная коляска
- Документальный театр: "Я - хочу!" впервые в Киеве ("Газета 24" 12.12.2008)
- Чё в городе на Ч (Kiev Report от 03.11.2011)
- «Лютий/Февраль» в честь Всеволода Мейерхольда (газета "Вгору" 12.02.2009)
- Другие театры Херсона (Газета Булава, 02.09.2010)
Оставьте комментарий!